Вправе ли медицинская организация осуществлять медицинское вмешательство без согласия пациента при наличии у последнего подтвержденного диагноза «коронавирусная инфекция»?

Понятие медицинского вмешательства содержится в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон), под которым понимается выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций

Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В этой связи, в силу п. 2 ч. 9 ст. 20  Федерального закона в отношении лиц, заболевших коронавирусом, допускаются медицинские вмешательства без их согласия.

Согласно п.1 ч.10 ст.20 названного закона решение о таком принудительном медицинском вмешательстве может быть принято не только судом, но также и консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением руководящих должностных лиц медицинской организации и пациента.

Однако, такие меры могут приниматься только в отношении лиц, у которых коронавирусная инфекция официально диагностирована. Лица, у которых коронавирусная инфекция только подозревается, в том числе лица, контактировавшие с заболевшими, не могут быть подвергнуты медицинским вмешательствам без их согласия.