Торговые центры раскинули сети

Торговые центры раскинули сети

Крупные городские торго­вые комплексы ЗАО «Шупашкад» и ОАО «ЦУШ» огородились забором и оделись в леса. И это на­кануне Дня города, когда везде стараются, наобо­рот, украсить фасад, об­новить витрины.

- Все работы были заплани­рованы давно, - рассказывает за­меститель главы администрации города - начальник управления торговли, потребительского рын­ка и продовольственных ресур­сов Михаил Булгаков. - Пусть эс­тетический

дит в смущение - когда через не­сколько месяцев леса и заборы уберут, горожане увидят преоб­разившиеся торговые комплек­сы. К тому же график работы и «Шупашкара», и ЦУМа остался прежним.

Действительно, посетители и сейчас могут сделать здесь по­купки. А после реконструкции тор­говых площадей прибавится - в «Шупашкаре» на 600 кв. метров, а в ЦУМе на 1200 кв. метров, включая цокольный этаж. Обно­вятся и фасады, преобразится прилегающая территория. Кста­ти, руководство ЗАО «Шупашкар» внесло свой вклад к юбилею сто­лицы - поставило удобные ска­мейки.

Ближе к осени изменится и гостиница «Чувашия». Торговый дом «Выбор» откроет вместо кафе на первом этаже выставоч­ный центр, офис туристической компании и информационный центр (совместно с Министер­ством физкультуры и спорта). Но без привычной точки питания жители города и постояльцы гос­тиницы не останутся. В цоколь­ном этаже разместится развле­кательный комплекс с кофейней, j баром, бильярдным, танцеваль-I ным и игровым залами. Все сред­ства, вкладываемые в ремонт и реконструкцию, - собственные. То есть городской казне это не | будет стоить ни копейки.

По мнению Михаила Булгако­ва, это примета времени. Если раньше хозяева магазинов зача­стую думали только о сиюминут­ной собственной прибыли, то (сейчас они работают на перспек­тиву- вкладывают средства в раз-|витие целой сети торговых пред­приятий. Самый красноречивый |факт - на сегодня в городе дей­ствуют уже три десятка магази-|нов самообслуживания. Еще пару |лет назад их было единицы. В лидерах - сеть магазинов «Ро-


синка», «Березка», «Смак», «Зе­нит». Будущее, как считает Миха­ил Николаевич, именно за сете­выми предприятиями торговли. Это и удешевляет товар, который закупается оптом на все магази­ны, сокращает накладные расхо­ды и увеличивает оборот средств. Мелкие магазинчики, чья пло­щадь не более 100-150 кв. мет­ров, со временем не выдержат конкуренции. Иного пути, как выб­рать узкую специализацию, у них нет. А ниши свободные есть. К примеру, сейчас в Чебоксарах нет ни одного специализированного овощного магазина, правда, му­ниципальная оптовая база «Пах-ча» начинает подниматься с ко­лен.

В пользу сетевых магазинов говорит многое. Арендная плата постепенно растет. Владельцы небольших торговых залов ищут выход и сдают квадратные метры в субаренду, живя на проценты, как рантье. Но депутаты город­ского Собрания ввели ограниче­ния и разрешили переарендо­вывать не более 25 процентов от общей площади. И, вероятнее всего, это снижение не послед­нее.

К тому же новый порядок ак­кредитации магазинов, торгую­щих социально значимыми то­варами с минимальной нацен­кой 10 процентов (он разрабо­тан управлением торговли и на­правлен в Минэкономразвития республики на экспертизу) пред­усматривает полугодичный испы­тательный срок. Проект собира­ются запустить уже осенью. Если за шесть месяцев предприятие торговли, держа минимальную наценку, не будет работать в убы­ток, ему присвоят брэнд «соци­альный». Небольшие магазин-


чики вряд ли пройдут такой жес­ткий отбор.

Вытеснение с рынка мелких оптовиков крупными, на первый взгляд, не таит в себе ничего опасного. Покупатели только выигрывают. Такая же тенден­ция прослеживается и в мелко­розничной торговле. Например, летние кафе в городе и на зали­ве, заменившие многочислен­ные палатки. Одно кафе из бы-стровозводимых конструкций стоит от 200 до 300 тысяч руб­лей. У частного предпринима­теля уйдет несколько лет, чтобы окупить такое сезонное заведе­ние. Поэтому эту нишу заняли крупные пивоваренные фирмы. Разумеется, во всех кафе они продвигают в основном свою продукцию, а другой товар -выпечку,.кондитерские изделия и безалкогольные напитки - как сопутствующий. Отсюда, навер­ное, засилье пивного образа жизни. К тому же на Чебоксарс­ком заливе Не хватает инженер­ных коммуникаций, в том числе электрических сетей. Вот и под­ключают в кафе всего один хо­лодильник, забивая его бутыл­ками пива. Михаил Булгаков ви­дит выход в развитии пристаци-онарных летних кафе. Тенден­ции развития торговли продук­тами питания и общепита тако­вы, что года через два в домах вдоль дороги от улицы Николае­ва до самого залива на первых этажах не останется ни одной квартиры - все они перейдут в разряд нежилых помещений. На их месте откроются сетевые магазины, небольшие ресто­ранчики и кафе семейного типа. И неудивительно, ведь это центр города.

Дамир Баранчаев.


"Чебоксарские новости"
11 августа 2004
00:00
Поделиться