Рынок хочет догнать супермаркет

 

Наиболее заметные шаги в новой эко­номике сделаны торговлей. Лет 12 назад она «вышла» из государственных магази­нов в примитивные палатки, а то и про­сто на уличный асфальт, став рыноч­ной. Вернее, базарной, на первых порах — в худшем значении этого слова.

 

Но постепенно рыночная торговля становилась цивили­зованной. Появлялись акку­ратные павильончики, а на городских рынках — павильо­ны с современным дизайном. В последнее время в столи­це республики между рынка­ми развернулась самая насто­ящая гонка за более привле­кательное архитектурное оформление, создание наи­лучших условий как для про­давцов, так и для покупателей. В этом соперничестве явно не хочет отставать рынок «Шупашкар», обслуживающий са­мый густонаселенный ново­южный микрорайон. И в кон­куренции ему приходится, по­жалуй, потрудней, чем осталь­ным. Значительная часть новоюжки населена не очень-то де­нежными рабочими трактор­ного и других заводов, что вли­яет на потребительский спрос. Им подавай товар подешевле, что, собственно, и наблюда­ется. Цены на продукты на «Шупашкаре» хотя и не на­много, но отличаются от тех, что, скажем, на Центральном рынке. Это главным образом оттого, что стоимость торго­вого места для арендатора «Шупашкара» ниже. А она, в свою очередь, зависит от затрат рынка на свое развитие.

Но бесконечно удерживать невысокую стоимость торговых мест тоже вряд ли удастся. Ры­нок должен успевать за своими конкурентами как во внешнем виде, так и по оснащенности. А это невоз­можно без ре­конструкции.

Главный павильон «Шупашкара» построен еще в советское время. По вме­стимости он пока удовлет­воряет совре­менные тре­бования, а вот по другим па­раметрам — уже не совсем.

Поэтому недавно разработан план реконструкции торговых площадей, который был одобрен Чебоксарской город­ской администрацией.

Генеральный директор рынка М. Краснов показал корреспонденту «Республи­ки» макет нового «Шупашка­ра». Он поражает своим изя­ществом, красотой и отто­ченностью конструкций.

Новый павильон разместит­ся на месте площадки, на ко­торой раньше торговали про­мышленными товарами. Кры­ша над ней также была возве­дена еще лет 20 назад и осно­вательно обветшала. Так что рано или поздно площадку пришлось бы переоборудовать.

«Промышленников» пока переселили в палатки, уже предстоящей весной должно начаться строительство пави­льона общей торговли площа­дью 3453 квадратных метра. Высота конструкции позволя­ет разместить торговые залы на двух этажах. На первом бу­дут торговать продовольствен­ными товарами, на второй вернутся «промышленники». Павильон будут собирать из облегченных конструкций типа «сэндвич», отчего сто­имость торговых мест повы­сится совсем незначительно. Но в планах менеджмента рынка — все же возведение капитального здания с соот­ветствующим дизайнерским оформлением торговых залов.

Другая задумка — строи­тельство отдельного кирпич­ного рыбного павильона со своими складами, новейшим санитарным оборудованием.

Менеджеры рынка живо ин­тересуются пе­редовым опы­том. Прежде чем разработать свой план реконст­рукции,    они съездили в Уль­яновск, чтобы посмотреть, как там развива­ются   рынки. Кроме выше­названного, «шупашкарцев» заинтересовали холодильные витрины, располага­ющиеся прямо за стек­лом у продавца. В результате в павильоне нет никакого за­паха, как от продуктов, нава­лом лежащих на прилавках. Это новшество на «Шпашкаре» тоже намерены внедрить.

До недавнего времени «Шупашкар» имел не вполне хорошую репутацию. Поступа­ли сигналы о незаконных по­борах со стороны криминаль­ных личностей за возможность торговать на рынке. Но эти времена в прошлом. «Шупаш­кар» восстанавливает свое доброе имя. Практически пол­ностью сменилась админист­рация рынка. Охрана стала вневедомственная. У аренда­торов появилась гарантия, что их не вытеснят невесть откуда взявшиеся конкурен­ты, которые заплатили за ме­сто больше. У всех продавцов сейчас равные права. И при­влечь покупателей они теперь, могут только более каче­ственным товаром и прием­лемыми ценами, но никак не господствующим положением на рынке. Стоимость мест на рынке сейчас, конечно, не для всех товаров одинаковая. Для дорогих она выше. Ну, а для того, кто торгует мело­чевкой, — ниже. Так же обсто­ит дело и с расценками на хранение товаров.

М. Краснов считает, что обеспечить равный доступ для товаропроизводителей всех форм собственности — зада­ча политическая. В определен­ные дни сельским продавцам «Шупашкар» предоставляет места бесплатно. В прошлой осенней ярмарке особенно активно участвовали батыревцы, янтиковцы. Даже с сельс­ких потребкооператоров не брали плату.

Новый павильон на рынке будет сдан в эксплуатацию весной 2006 года



"Республика"
16 февраля 2005
00:00
Поделиться