Степень доверия зависит от личностных качеств депутата

Сегодня у нас в гостях депутат Госсовета Чувашской Репсублики член депутатской группы  "Единая Россия" Михаил Быков

- МИХАИЛ ПЕТРО­ВИЧ, ваша депу­татская деятель­ность несколько необычна. В одном временном простран­стве вы дважды избирались де­путатом: сначала в Чебоксар­ское городское Собрание, а в марте стали депутатом Госсо­вета республики. Наверняка есть какие-то нюансы, разли­чия.

- Деятельность муници­пальных и республиканских органов власти в равной сте­пени важна, их полномочия четко разграничены, и в то же время они существенно до­полняют друг друга. В работе городского Собрания более разнообразен круг вопросов, касающихся развития город­ской инфраструктуры, соци­альной сферы, отсюда и ди­намика более насыщенная.

Для Госсовета основным на­правлением является зако­нотворческая деятельность, требующая кропотливой и длительной работы. Оба из­бирательных органа власти — хорошая школа .для любого депутата.

- Активно войдя в деловую жизнь республиканского пар­ламента, вы принципиально выступили по ряду вопросов. Это что, желание заявить о себе, о своих пристрастиях, или причины более глубокие?

- Мои политические и де­ловые пристрастия определе­ны  принадлежностью  к партии «Единая Россия». Шко­ла армейской подготовки при­учила к самодисциплине и глубокой оценке ситуации, в
которой мы находимся, а она непростая и требует приня­тия ответственных решений. Депутатский корпус разноро­ден, одним ближе проблемы села, другие больше пекутся о развитии профессиональ­ных направлений деятельно­сти — образования, здравоох­ранения, культуры... Однако есть депутаты, для которых важнее «политическая трес­котня», нежели решение ре­альных, порой малоприятных повседневных проблем. Безус­ловно, когда на ухоженном лугу появляется сорняк, воз­никает естественное желание его удалить.

- Почему в Госсовете вы избрали работу в Комитете по государственному строитель­ству и местному самоуправле­нию, а, скажем, не бюджет и финансы, что вам ближе как представителю что вам ближе как представителю промышленно­сти?

- Многие беды и проблемы от нашей неустроеннос­ти и, мягко скажем, от неваж­ного управления на всех уров­нях государственного устрой­ства. Причем в равной степе­ни это было присуще разным
эпохам — от царизма до пост­советского периода развития. Мне это направление дея­тельности представляется наиболее перспективным, зна­чимым и интересным. Возь­мите проблему местного са­моуправления. Пройден исто­рический путь от земства к советам и административным
образованиям. И что? Мень­ше стало бюрократии или мздоимцев? Утвердительно отвечу — нет, и вся эта слож­ная, чрезвычайно дорогая го­сударственная конструкция плохо помогает простому че­ловеку, подавляя его инициа­тиву и энергию. Отсюда убо­гая деревня и плохие дороги, чиновничий беспредел и взя­точничество, и, что самое тре­вожное, задавленный нуждой и потерявший веру в справед­ливость тот самый человек, на которого государство и долж­но опираться. С удовлетворе­нием воспринял инициативу Президента Чувашии Николая Федорова энергичнее разви­вать местное самоуправление в республике, вот где настоя­щее поле деятельности для де­путатов. А делить бюджет за­нятие для меня неинтересное, хотя тоже важное.

- Предстоящие выборы в законодательные органы будут проходить по новой схеме. Каковы ваши ожидания и про­гнозы?

- Изменение законов — объективный и закономерный процесс. Совершенствование выборного законодательства в условиях развития демократии и нарастания процессов фор­мирования политических ин­ститутов власти занимает, без­условно, особое место в на­шей стране. С одной стороны, возможно, депутаты Госдумы, приняв новый закон о выбо­рах, несколько опережают об­щественное развитие, но с дру­гой — подобными действиями они сами инициируют обнов­ление общества, что, конечно же, позитивно.

Меня больше беспокоит формирование будущего со­става Госсовета республики и органов местного самоуправ­ления. По Госсовету принята схема 50+50, где половина де­путатов избирается по партийным спискам, другая часть — по одномандатным округам, и сомнения мои ос­новываются на неразвитости политической структуры. Где устоявшиеся партии, способ­ные консолидировать избира­телей? Каковы источники фи­нансирования, кроме офици­ально выделяемых бюджет­ных средств? В силу нашей ментальности избиратель ориентируется не на партий­ную платформу, а на персо­налии, точнее, на харизматичность партийного лидера, что изначально чревато отрицательными последствиями. Сами депутаты после избра­ния также окажутся в двой­ственном положении: у одних ответственность перед изби­рателями консолидированная, партийная, у других — персо­нальная.

По выборам в органы мес­тного самоуправления у час­ти населения сложился ус­тойчивый многолетний сте­реотип неприятия выборов, и, как следствие, наиболее дея­тельная часть общества недо­статочно активно в них уча­ствует. Сегодня для выборов депутатов муниципальных об­разований обязательный ми­нимум явки избирателей во­обще может не устанавливать­ся. Спрашивается, можно ли при таком подходе обозначать будущих депутатов как «все­народно избранных»? Не­большая группа людей будет способна развернуть вектор политической и деловой жиз­ни города в нужном им на­правлении. Переломить эту тревожную тенденцию — зна­чит гарантированно обеспе­чить успех выборов и каче­ственно пополнить депутат­ский корпус яркими, наиболее талантливыми представителя­ми нашего общества.

- Михаил Петрович, вы живете и работаете в границах избирательного округа. Как общаетесь с избирателями, что удалось сделать, что остается проблемой?

- Собственно,  не имеет принципиального значения, проживает или не проживает депутат в границах округа, а равно и то, где он работает. Гораздо важнее, как он реа­гирует на возникающие про­блемы, каков стиль общения с людьми, насколько эффек­тивна его деятельность в органах власти.

Горожан принимаю в сво­ем рабочем кабинете, время стараемся оговорить заранее. Убежден, что многие люди, приходящие к депутату, испы­тывают дефицит общения, и доверительная беседа зачастую снимает проблему. Иног­да, кстати, можно ограничить­ся и телефонным разгово­ром.

Методика, при которой тот или иной избранник народа записывает в «личные заслуги» проводимые муниципальными органами благоустроительные мероприятия, ремонтные ра­боты, установку металличе­ских дверей в подъездах жи­лых домов, порочна и неэф­фективна. Люди чувствуют фальшь, видят и знают, на .«.что способен депутат. Степень доверия граждан зависит прежде всего от личностных качеств депутата. Причем просьбы избирателей тоже могут быть разными, порой заведомо невыполнимыми, и об этом нужно честно ска­зать, а не разыгрывать коме­дию с тупиковым концом. Лич­но я «закипаю», когда надо пробить бюрократические препоны и помочь человеку решить личную проблему, так же реагирую и на ситуацию, затрагивающую интересы на­ших предприятий.

- Депутатская деятельность дает какую-либо прибавку в развитии предприятий?

- В прямом смысле она не увеличивает объемы производ­ства и не улучшает качествен­ных показателей производи­мой продукции, но важна с точки зрения позиционирова­ния интересов промышленно­го комплекса в законодатель­ной работе и создания необ­ходимых условий для ее раз­вития. В этом принципиаль­ным для нас является обес­печение стабильности в об­ществе, прозрачности респуб­ликанского бюджета, в форми­ровании которого доля наших предприятий весьма суще­ственна, и безусловного под­держания конструктивного диалога со всеми ветвями вла­сти. Многие проекты развития предприятий стали успешны­ми именно благодаря тесно­му взаимодействию с Прези­дентом Чувашии Николаем Федоровым и поддержке со стороны правительственных чиновников. Все это идет на пользу предприятиям и созда­ет благоприятный имидж рес­публики, где приветствуются инновации и прагматичные подходы по внедрению про­грессивных идей и современ­ных технологий.

- Михаил Петрович, вы впервые выступаете на страни­цах парламентской газеты.
Как вы оцениваете ее потен­циал, ресурсные возможности?

- Газета с претензионным названием «Республика» по сути своей является един­ственным публичным издани­ем, на страницах которого де­путаты свободно могут изла­гать свои позиции, взгляды и доводить их до общественно­сти, вместе с тем как читатель я не удовлетворен качеством дискуссий по актуальным проблемам развития обще­ства. Популярность газеты яв­ляется объективным показа­телем популярности парла­мента в общественном со­знании. Поданному критерию мы находимся в начале пути.

 



"Республика"
03 августа 2005
00:00
Поделиться