15 педагогических мастерских по элективным курсам
Администрацией СОШ № 52 и членами методического совета разработан пакет документов по научно-методическому сопровождению эксперимента (рекомендации по разработке программ элективных курсов, подборка учебников, дополнительного материала, рекомендации по содержанию портфолио ученика и учителя и т.д.).
С использованием вариативного компонента базисного учебного плана 9-11 классов элективные курсы, разработчиками программ которых являются учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по предпрофильному и профильному обучению учащихся ЧРИО г. Чебоксары, носят модульный характер.
В школе действует15 педагогических мастерских по элективным курсам, самый малый модуль включает 8 часов, затем 10, 165, 34 и 68.
В школе действует несколько типов элективных курсов:
- одни из них являются как бы «надстройкой» профильных курсов и признаны обеспечить повышенный уровень изучения учебного предмета для наиболее способных школьников («Математический практикум», учителя Андреева А.А., Алексеева И.Н.);
- следующий тип обеспечивает межпредметные связи («Мировая художественная культура», учитель Литвина С.В.);
- еще один тип ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда («Деловой английский», учителя Дубинина Л.С., Иванова А.И.; «Риторика», учитель Новичкова Е.Ю., «Компьютерная грамотность», учитель Козлова Е.В. и др.).
В план внутришкольнго контроля включен мониторинг качества профильного и предпрофильного обучения учащихся. Проведены контрольные срезы знаний, тестирование учащихся. Уровень знаний учащихся в профильных и предпрофильных классах по сравнению с универсальными значительно выше, что соответствует выбранным профилям:
Учебный год |
Класс |
Качество знаний |
Успеваемость |
Начало учебного года |
10а (гуманитарный) |
92% |
100% |
|
11а (гуманитарный) |
70% |
100% |
|
9а (гуманитарный) |
63% |
96% |
Конец 1-го полугодия |
10а |
77% |
100% |
|
11а |
66% |
100% |
|
9а |
50% |
96% |
Конец 2-го полугодия |
10а |
67% |
100% |
|
11а |
54% |
100% |
|
9а |
74% |
96% |
Результаты тестирования в форме ЕГЭ – русский язык (апрель 2005г):
10а – качество знаний на «4 и 5» - 67%, успеваемость – 100%
11а – качество знаний на «4 и 5» - 54%, успеваемость – 100%
На основании протокола проверки результатов ЕГЭ по русскому языку (3.06.2005г.) из 7 учащихся в 11а классе:
«5» - 1 человек
«4» - 6
«3» и «2» - нет.
Изучение математики в профильных классах показывает, что качество знаний учащихся на 13% выше, чем в универсальных. Так, качество знаний по математике (по результатам ЕГЭ) в экономико-технологическом классе составило 62% при среднем балле 3,7 в сравнении с 3,3 баллами по школе. В предпрофильном 9в (естественно-математическом) классе из 16 человек, сдававших экзамен по математике независимой комиссии, 9 человек получили «5» и 7 человек – «4».
С целью обобщения и распространения опыта работы по профильному и предпрофильному обучению учащихся на базе школы в течение 2004-2005 учебного года проведены следующие семинары:
- «Элективные курсы в профильном обучении»,
- «Инновационные технологии в общеобразовательной школе»,
- «Актуальные формы работы с педколлективом, включенным в экспериментальную деятельность».
Слушатели семинаров (учителя, заместители директоров школ Калининского района г. Чебоксары, психологи, социальные педагоги, заведующие РМК республики) дали высокую оценку работе администрации и педагогическому коллективу по предпрофильному и профильному обучению учащихся.
В целях повышения образовательного уровня учителя и применения новых форм и методов работы администрации школы в 2004-2005 учебном году подготовила и провела курсы лекций:
- «Учитель – ученик: невербальная коммуникация»
- «Учитель – творчески саморазвивающаяся личность»
- «Современные дидактические теории и технологии обучения».
После всех мероприятий выявили следующие закономерности:
- повысился творческий подход к содержанию учебно-воспитательного процесса всех субъектов эксперимента;
- учитель пытается дифференцировать и индивидуализировать обучение, где главным является не предметное образование, а интересы, способности и склонности ребенка;
- учителю приходится осваивать современные педагогические технологии для реализации профильного обучения: работа с электронными носителями, творческая проектная, научно-исследовательская деятельность и т.д.)
- - повысился качественный уровень знаний учащихся.