УЧИТЕЛЬ - СЛОВО МУЖСКОГО РОДА

 

"Когда мне предложили место учителя информа­тики в школе, первое же­лание было сказать: "Нет!", - вспоминает с усмешкой мой собеседник. - Но вот уже месяц веду занятия, и, представьте себе, мне нравится. Даже сам удивляюсь!"

Евгению Максимову 23 года, с компьютером он на «ты». После окончания машиностроительного факультета ЧГУ без труда нашел работу инженера-программиста в рекламном отделе одного из чебоксарских заводов. Но через год решил, что там ему делать нечего - нет перспектив. И дал согласие дирек­тору средней школь № 40, пригла­сившему Евгения к себе. Благо, опыт общения с детьми имеется - был вожатым в летних лагерях. "Осмот­рел компьютерный класс - вполне современный, работать можно", -поясняет Евгений свое решение пой­ти в школу.

Все ясно. Кроме одного. Какие же перспективы для себя он видит в школе? Куда выгоднее пойти в ком­мерческую сферу: там и карьерный рост, и престижная профессия, и деньги большие. А в школе? Учи­тельская зарплата в пределах скром­ного и масса обязанностей: со­ставление плана уроков, проверка тетрадей, различные внеклассные занятия плюс "казначейство": то на учебники надо деньги собрать, то на ремонт класса. А ответственность за здоровье и безопасность детей?

На эти доводы Евгений снова усмехается: "Школа -такое непаха­ное поле! При помощи современных технологий ее можно так модерни­зировать, что со временем и секре­тарю нечего будет делать, и учите­лям никаких отчетов писать не при­дется!" С горящими глазами, но су­хим языком "технаря", он начал рас­сказывать, как именно это можно сделать, раскрыл некоторые свои наметки..

А пока у Евгения Геннадьевича, так зовут его ученики, 32 часа в неделю плюс курсы повышения ком­пьютерной грамотности для коллег… В нагрузку он взял на себя и поддер­жку Интернет-сайта школы. В пла­нах - факультативные занятия со старшеклассниками компьютерным моделированием. И это только на­чало.

Мужчина-педагог в наших шко­лах сегодня, увы, "исчезающий вид". Не каждое общеобразовательное учреждение может похвастать тремя-пятью учителями в галстуках. Для директоров уже счастье, если хотя бы физкультуру, уроки труда и ОБЖ- традиционно мужские пред­меты - ведут представители силь­ного пола. А если в школе есть еще математик или историк... Всеобщая любовь и уважение как со стороны детей, так и остального, как прави­ло, исключительно женского коллек­тива, им обеспечены.

Самый яркий пример - победы мужчин на Всероссийском конкур­се "Учитель года". За 16-летнюю ис­торию его проведения лишь дважды награда досталась представительницам слабого пола. В интервью "Аргументам и фактам" один из членов жюри Михаил Нянковский так попы­тался объяснить этот факт: "В кон­курсе оцениваются не только про­фессиональные достоинства, но и артистические данные. Наши женщины - большие труженицы, кро­потливо работают день за днем. Мужчины так не умеют. А вот на сцене они выглядят ярче - потому и побеждают".

Но в школе мужчин все-таки мало. По статистике, почти 95 процентов российских учителей сегодня -жен­щины. Именно они везут на себе основную нагрузку, работают на две ставки. Причем средний возраст современного учителя стремитель­но приближается к пенсионному. По данным городского управления об­разования, в Чебоксарах из шести с половиной тысяч школьных педаго­гов стаж менее 5 лет - лишь у семи процентов. Привлечь в школу моло­дежь, и уж тем более юношей, по большому счету, нечем.

Имеется только одна "приман­ка": молодой специалист, работаю­щий в сельской школе, получает от­срочку от армии. Эта норма закреп­лена в Федеральном законе "О воин­ской обязанности и военной службе". Многие выпускники педагогических вузов идут в сельскую школу ради этой самой отсрочки. Можно спорить о том, сказывается ли такая мотивация на качестве их работы. Но, как правило, те, у кого нет жела­ния (и призвания!) работать в школе, долго здесь не задерживаются.

Между тем с древнейших времен воспитанием и образованием подра­стающего поколения занимались мужчины. В России так было до XX века, женское влияние на детей оказывалось лишь дома. Эту тради­цию нарушило советское образова­ние. Между тем специалисты счита­ют, что отсутствие в школе мужчин-педагогов негативно сказывается на обществе в целом. Семьи в нашей стране часто неполные, в школе тоже одни женщины. В результате в со­знании детей вырабатывается жен­ская модель поведения... со всеми вытекающими обстоятельствами. И школа сегодня в сознании общества - женская епархия.

"Сложился такой стереотип, будто в школу идут работать либо фанатики своего дела, либо неудачники. И своим примером я хочу доказать, что так бывает не всегда", - с горячностью говорит другой мо­лодой педагог - 29-летний учитель географий и экономики чебоксар­ского лицея № 1 Александр Кузне­ов. Кстати, к известному изречению о призвании учителя "сеять ра­зумное, доброе, вечное" он относит­ся без иронии. "Детям помимо учебы необходимо дать что-то еще... го­раздо более важное. Нынешним
мальчишкам и девчонкам нелегко: им никто не подсказывает, что та­кое хорошо и что такое плохо. Сей­час другие ценности. И потом СМИ внушают им много страхов. Дети боятся окружающего мира, не решаются сделать само­стоятельно шаг даже в самом про­стом деле. Считаю, моя задача - пробудить в них инициативу. Даже в мелочах. Течет кран. Возьми инст­рументы и почини. И нечего стес­няться. Это должен уметь каждый", - делится своими размышлениями Александр.

В его кабинете помимо геогра­фических карт, глобуса и прочих наглядных пособий хранятся несколько толстых фотоальбомов. В них - забавные снимки, сделанные на школьных вечерах, в походах, во время поездок в другие города. Это архив, который ведется с 1998 года, когда Александр Николаевич пришел работать в лицей.

 



"Чебоксарские новости"
05 октября 2005
00:00
Поделиться