В ЧЕБОКСАРАХ ПРОШЕЛ III МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЮМОРА «ЗОЛОТОЙ ЧАПАЙ»

Усачи объединились вместо пролетариев.

 

На праздничном отрезке между Казанской, Днем народного единства и днем Октябрьской революции в Чебоксарах продолжили дело формирований золотого брэнда нашей местности, придуманного два года назад.

 

На этот раз «Золотой Чапай» проходил под лозунгом «Усачи всего мира, объединяйтесь!» и преподнес нам зрелище фееричес­кого «золочения» забытой богом и людьми чапаевской скульптуры в маленьком чебоксарском двори­ке, незабываемой выставки куль­товых митьков, а также порадо­вал выступлениями и прогулками по городу тройки заезжих попу­лярных юмористов. Главного уса­ча прошлогоднего праздника Ан­дрея Бильжо в этом году сменил на посту поэт Владимир Вишнев­ский.

ТРЕТИЙ «Чапай» задумывал­ся глобально. Фантазия организа­торов («Русское радио» и админи­страция Чебоксар) била золотым фонтаном. Объединение усачей всех стран, культ залихватских усов, превращение супергероя и знакового персонажа Пелевина в священную корову, анекдоты без границ, выбор дежурной по стра­не Анки и прочие карнавальные атрибуты широкого мероприятия — достойный конкурент всем Васюкам вместе взятым. Вдохнове­ние сценаристов было ярче про­шлогоднего. Однако в реальности все получилось, мягко говоря, скромнее. К карнавалу, как и к коммунизму, еще идти да идти.

Несмотря на бескрайнюю золо­тую осень и усилия ведущих, на­род не карнавалился. Ни в какую. По крайней мере, до вечерних концертов Шифрина, Арлазоро­ва и Вишневского. Днем же одновременную игру на 30-ти досках в «чапайцы» и выбор Анки на­блюдали почему-то немногочисленные в субботу покупатели «Мега Молла», а на покраску па­мятника собрались лишь окрестные жители улицы И. Франко. Они наседали на заезжих звезд с требованиями анекдота и фо­тографировали детей рядом с «дядями из телевизора». Осо­бенно досталось Яну Арлазоро­ву, который отказался расска­зать анекдот, чем обидел мест­ных мужиков, и про него, как про мужика, сказали все, что думали. Зато оставшимся без анекдота жителям перепало много чего другого. Вишнев­ский прочитал им свежее дву­стишие, полевая кухня угощала перловкой и ухой «Митька» («Митька, брат, помирает, ухи просит...»). Один из митьков, Дмитрий Шагин, запустил в небо на шарах аж целый проект памятника усам. А наш Чапаев­ский завод устроил замечатель­ный фейерверк. И все это под песни о Чапаеве.

 

ПРИЕЗД на "Золотого Чапая - 2005" Яна Арлазорова, Ефима Шифрина и Владимира Вишневско­го - особая гордость устроителей нынешнего действа. Эти люди - по­стоянные участники фестивалей юмора в Одессе, Сочи, Юрмале. Все они в Чебоксарах впервые, но, по­лучив приглашение на "Чапая", Шифрин, например, сомневаться не стал.

 

— Мне этот фестиваль был рекомен­дован, — поделился он секретом свое­го согласия. — Альтов сказал: "Позва­ли? Надо ехать!"

Чтобы, что называется, напитать ар­тистов разговорного жанра особым ду­хом фестиваля, "Русское радио", патро­нирующее фестиваль, устроило гостям экскурсию по Чапаевскому музею. Но, кажется, это мероприятие пришлось не по вкусу москвичам. Не прельстившись перспективой разглядывать фото и бу­мажные документы начала прошлого века и узнав, что рядом стоит дом, в котором родился Чапаев, Арлазоров бур­кнул: — Может, сразу к домику перейдем?

 

Отрастил и не сбривай

 

АКТЕРЫ — люди подневольные, и их обязанность — принимать правила игры, в которую они вступили. На пресс-конференции масти­тым юмористам пришлось стать еще и усатыми. Сти­лист, подобравший им усы, практически довел артис­тов до неузнаваемости.  (Господа, впервые на публике — усатые Шифрин и Арлазоров!) Чувствова­лось, что звезды нервнича­ли, но все же мужественно перенесли бросающий в пот клей и спадающие усы. Вишневскому с настоящими усами, конечно, повезло больше всех. Мне уже без усов непривычно — 25 лет ношу. Без них я сам не свой. И жена сказала: больше не сбривай. А я не женатый, — протянул Ар­лазоров. Ну, какие твои годы, — подколол Шифрин. — Хотя с усами теперь точно не возьмут…

На вопрос, почему главным усачом выбрали именно его, Владимир Виш­невский ответил своим двустишием, потому что все свое творчество просе­ял на предмет усатости: "Что-то стал я усат, ну а был — загляденье, Это все результат твоего поведенья". Хотя кро­ме усов у новых «золоточапаевцев" на­шлось с Чапаевым еще кое-что общее.

         Мы с Василием Ивановичем по-прежнему любим женщин, — пояснил Вишневский. - Чапаев — это для нас еще и детство, мы ведь росли на этом фильме. Если перефразировать слова комдива о Фурманове: "Чапаеву не пришлют какого-нибудь замухрышку", то так хочется и про нас сказать: "В Че­боксары на "Золотого Чапая" не при­шлют каких-нибудь. Поэтому МЫ здесь".

 

Не надо учить наизусть

 

ВЕЧЕРОМ артисты выступали на так называемых "точках". Шифрин — в ДК "Химик", а Вишневский с Арла­зоровым — в ДК тракторостроителей. Арлазоров, весь день корчивший всем и вся мину недовольной звезды, вдруг взял и выдал сокровенный секрет свое­го творчества: "Я сломал стереотип, когда человек подходит к микрофону и наизусть начинает читать репризу. Я актер театра, заканчивал вахтанговское училище. Знаю, что зрителю интерес­но действие. Я и пытался это сделать. Это одна из форм моего существования на эстраде. Меня часто обвиняли в том, что, мол, он над нами издевается. Напротив, чем больше меня ставят в ту­пик, тем мне лучше. Я должен быть ду­раком и шутом, а не зритель... Мне ка­жется, если я в тупике, а зритель умней, остроумней меня, значит, я выиграл".



"АиФ Чувашия"
09 ноября 2005
00:00
Поделиться