Что снится бомжу в зимнюю ночь?

 

К бомжам у нас двоякое отношение. Первое - фу, только антисанитарию разво­дят. Другое - жалко несчастных... Что тут скажешь? Правы обе стороны. Но самое верное представление о бездомных складывается лишь у тех, кто по­стоянно с ними сталкивается. К примеру, работники Центра социальной адапта­ции для лиц без определенного места жительства и занятий, расположенного по адресу: Хозяйственный проезд, 7.

К нам попадают люди, ока­завшиеся в экстремальных ситу­ациях (именно так здесь расшиф­ровывают понятие "бомж" -Авт.). Например, отставшие от поезда, погорельцы, граждане, у кого украли документы, и те, кто волею родных, оказался на улице, - рассказывает директор заведе­ния Василий Паршин.

Те, кто к нам обращается за помощью, вовсе не пропащие люди, как считают многие. Им про­сто нужна поддержка, -добавля­ет его заместитель Николай Васильев.

Центр, официально открытый в середине октября 2004 года, рассчитан всего на 28 мест. Впро­чем, по словам Василия Василь­евича, тут могут принять и боль­ше, Кого-то обогреют, кого-то на­кормят, кому-то документы уте­рянные восстановят, а то и про­пишут в собственной домовой книге, чтобы человек смог на ра­боту устроиться. Бывших бомжей чаще всего берут в структуры ЖКХ и на расположившуюся непода­леку лесоторговую базу. И это совсем неплохо, поскольку поми­мо заработка люди получают и место в общежитии.

На каждого вновь прибывше­го в центре заводится учетная карточка - чтобы отмечать количество проведенных "под кры­шей" дней (их число не должно превысить месяц). Можно полу­чить добро еще на один месяц, но такой "приказ" выдается только в тех случаях, когда человеку со­всем некуда деваться. В приюте бомжам положено только ноче­вать. Исключение - взбунтовав­шаяся погода. К примеру, в 30-градусные морозы прожива­ющим разрешалось отсиживать­ся в тепле сутки напролет.

Строгому режиму (пьяным сюда вход категорически воспре­щен) здешние постояльцы даже рады. "Зато спим в тепле и чисто­те", — говорят мужики. Порядок - одно из главных правил приюта. Постели здесь всегда аккуратно застелены, в комнатах- ни мусоринки и нет даже намека на по­сторонний запах. А перед Новым годом здесь даже появилась соб­ственная стенгазета. Называет­ся по-простому - "Бомжатник". Тема в праздничном номере под­нималась актуальная - "Кому что снится в новогоднюю ночь?". Ока­залось, то же, что и. нам, обыч­ным горожанам. Отдельный но­мер-люкс в "Метрополе", отлич­ная еда задарма и всегда чистое белье. Главным художником и составителем газеты стал Алек­сандр Никифорович, известная в центре личность. Он охотно объясняет, что рисовать нигде не учился, это от природы. А по про­фессии - юрист. Жизнь вынуди­ла поехать на прииски в Якутию. За это время выселили из кварти­ры. Сейчас хозяйством заправ­ляет сын, и отец, как видно, ему уже не нужен. "С 2000-го года бомжую",- объясняет Александр Никифорович. "А где ночуете?" -"Да где только не ночевал! У зна­комых, на дачах, вокзалах, в заброшенных домах, подвалах, ког­да тепло - на чердаках. И этот приют не в первый раз помогает". -"Так и есть, наверное, хочется?" - "А как же? Поэтому собираем цветмет, бутылки. На любую ра­боту нанимаемся, лишь бы пла­тили..."

Как выяснилось из той же стен­газеты, особой любовью в центре пользуется повар Светлана. Жа­лостливое женское сердце все­гда положит кусочек получше, да и щей нальет погуще. Вот только на питание отдельного человека здесь выделяется ровно по 20 рублей в сутки. Естественно, на такую сумму больно-то не разбе­жишься, особенно когда "посто­яльцы" находились здесь круглые сутки и кормить их нужно было два раза вместо обычного одного...

47-летний Рафик родом из Татарстана. Окончил знамени­тый Казанский авиационный ин­ститут. Познакомился во время учебы с девушкой из Чебоксар. Поскольку никого из родных у Рафика не было, переехал на жительство в Чувашию. Работал. Стал выпивать... "Мне жена дала шанс, но я его не понял. Теперь не вернусь, да и она вряд ли меня ждет", - рассказывает мужчина. "А жили где?" - "По друзьям мо­тался. Сами, наверное, знаете, принесешь бутылку - примут, а нет -так иди откуда пришел. Вот решил завязать с этим делом. Не употребляю с 12 декабря". -"А как же Новый год?" - "Новый год от­метили, как положено, - тут же оживляются все вокруг, - открыли бутылку шампанского. Безалко­гольного".

Леонид бомжем стал недав­но, после операции на легком. "Раньше кровельщиком был, а теперь здоровье не позволяет. И жене, я, безработный, оказался не нужен". Летом Леонид нани­мается куда-нибудь пастухом, а зимой живет, как бог распорядит­ся. "Сейчас бы в город вышел, да вот большой палец на ноге отмо­розил, болит", - смущенно гово­рит мужчина. А самым счастли­вым здесь оказался Вячеслав Павлович. Ему, 72-летнему дедушке, выхлопотали "прописку" в - Кугесьском доме-интернате для престарелых и инвалидов. "От­бегался я, начну спокойную жизнь", - улыбается старик.

- Недавно один новенький пришел. Я поинтересовался, как он узнал, кто посоветовал. Оказа­лось, направил милиционер. Даже схему на ладони нарисо­вал, чтоб не заблудился. А другой рассказал, что в одном из подва­лов северо-западного района живут сразу двенадцать бомжей. И предупредил, мол, никто их не найдет - прячутся хорошо. Вот таким, что в подвале отсижива­ются, наша помощь не нужна, привыкли жить сами по себе, - припомнил заместитель директора центра.

Напоследок Николай Павлович поведал об актуальной про­блеме центра - тут закончились запасы зимней одежды. А без шапок, рукавиц и сапог постояль­цам на улицу не выйти. Так что если у кого-то найдутся ненуж­ные, поношенные вещи, позво­ните, пожалуйста, по телефону 63-29-43 и за ними обязательно приедут работники приюта. По­верьте, старые вещи тоже умеют греть.

 



"Чебоксарские новости"
28 января 2006
00:00
Поделиться