Праздник упавших с Луны

 

Один из знаковых праздников нашей интеллигенции, известный как Международный день театра (отмечается 27 марта), ознаменовался в столице республики тремя интересными событиями.

 

Сначала в 15.00 в залах Чувашского государственного художественного музея «выстрелил» ближний резерв. Студиозусы Чебоксарского художественного училища, осваивающие специальность «Театрально-декорационное искусство» (поддержанные преподавателями), развернули здесь красочное костюмированное действо «Мираж далеких городов». В нем они активно использовали стихи поэтов Серебряного века, музыку рок-групп «Пинк Флойд» и «Лакримоза», а также собственные курсовые наработки театральных костюмов плюс наиболее интересные творения предшественников, вытащенные из училищного загашника.

— У нас возникла идея устроить нечто в духе театра моды, — сообщил «СЧ» режиссер-постановщик проекта Владислав Панкратов. — Но делать только костюмное дефиле скучно. Потому-то решено было показать целый спектакль.

Закрома другого учреждения культуры — Чувашского государственного академического драмтеатра — тоже давно трещат от раритетов, накопившихся за без малого 90 лет его жизни. И, видимо, поэтому «академики» первыми из наших театральных деятелей догадались преобразовать все это богатство в маленький местный музей. Открытие нового потенциально-культового местечка произошло за полчаса до начала церемонии награждения лауреатов VIII республиканского конкурса театрального искусства «Ч.нт.рл. чаршав» (Узорчатый занавес). Причем наиболее ценные (в историческом плане) экспонаты, как фотографии актеров самой первой чувашской театральной труппы, разместились уже на входе, с левой стороны. А на суперпочетном месте — ее первая афиша, что гласит: «14.01.1918 г. В здании Казанского женского медицинского института. А. Островский «Не так живи, как хочется». После спектакля концерт. Цена билетов: от 6 руб. до 1 руб.»

Саму же церемонию награждения предваряла «Красная дорожка» или представление всех нынешних номинантов конкурса. Затем приступили к оглашению итогов в номинации «Лучшая драматургия года». На сцену вышел сияющий народный поэт Чувашии Валерий Тургай. Со словами: «Будут Шекспир и Федор Павлов, появится работа и для режиссеров с актерами» — он торжественно надорвал конверт с «заветной» фамилией и… «Здесь указан режиссер, а не драматург», — сообщил сконфуженный Тургай. Дальше последовала легкая мхатовская пауза, к исходу которой к поэту на цыпочках подкрался один из ведущих шоу актер Геннадий Медведев. «Нужный конверт где-то задержался», — громко произнес он в зал, а затем шепотом в ухо державшему микрофон Тургаю (поэтому все это услышали): «Победил Александр Пртта».

— Такова, видимо, была драматургия вечера, — только и оставалось вымолвить Валерию, пожимавшему руку создателю пьес «С любимыми не расставайтесь» и «До замужества».

Оглашение следующего номинанта — за лучшую сценографию — пролетело без сучка и задоринки. Премию получил народный художник Юрий Матросов, оформивший спектакль Чувашской драмы «Гражданский брак».

 

Номинация «Лучшее музыкальное оформление» досталась композитору Юрию Григорьеву. Однако лауреат по неизвестным причинам на сцену не вышел. Вместо него там появился худрук ЧГАДТ Валерий Яковлев. «Музыка была написана к моей постановке «Последний крик печальных журавлей», — сказал худрук. — Поэтому обязуюсь передать диплом и деньги Григорьеву в целости и сохранности».

Вскоре эта сцена практически один в один повторилась при оглашении номинации «Лучшее исполнение партии в музыкальном спектакле». Тут в роли лауреата выступила (вернее, не выступила) создательница образа Адели в опере «Бал-маскарад» Мария Еланова, а в роли получателей приза — директор театра оперы и балета Вячеслав Фошин с главным бухгалтером.

Оглашение имени номинанта «Лучшей актерской эпизодической роли» Антонины Баулиной из Русской драмы было встречено мощной зрительской овацией. При этом глашатай народный артист Чувашии Владимир Семенов аж опустился на одно колено.

— Дорогие друзья, вы знаете, как волнительно стоять здесь, — обратилась к коллегам растроганная победительница. («Не знаем, мы пока что там не стояли», — тут же откликнулся чей-то злорадный женский голос.) — Я уже трижды награждалась за эпизод, однако до главной роли так еще и не доросла. Но какие мои годы — 80 лет! Да и нет пока для меня такой роли, чтобы душу вывернуть.

Приз за лучшую женскую роль присудили тюзовке Ольге Михайловой (Роза в спектакле «Упавшие с Луны»), за мужскую — «академику» Геннадию Большакову (Маэстро в «Прощальном круге печальных журавлей»). Лучший же спектакль года — притчу «Собаки» создал режиссер Станислав Васильев (ТЮЗ). Напоследок строгое жюри еще объявило, что специальными дипломами конкурса награждает также актрис Татьяну Никифорову (Русская драма), Юлию Мельник (театр кукол), Татьяну Тойбахтину (оперный театр).

— А теперь — шампанское на сцену! — раздался клич, и звезды оперного театра Валентина Смирнова с Дмитрием Семкиным под аккомпанемент ансамбля скрипачей затянули застольную песню из оперы Дж. Верди «Травиата».

 



"Советская Чувашия"
29 марта 2007
00:00
Поделиться