Уроки физкультуры и здоровья

 

На уроках физкультуры любой класс делится на две группы: тех, кто, как будто шутя, работает на всех снарядах и тех, кто если и залезет на какой-нибудь снаряд, то повиснет на нем мешком и хорошо, если сумеет сам спуститься. Этих, вторых, обычно больше. По другим предметам они могут учиться хорошо или не очень, при этом, ско­рее всего, они часто болеют. А выздоровев, получают от врача столь желанное осво­бождение от физкультуры. Что делать, не любят они этот предмет.         

А сами-то вы, читатель, его любили? Я - как-то не очень. Лыжи - это было здорово, но не будешь ведь кататься круг­лый год. Помню, как мы скрупулезно отрабатывали технику забрасывания мяча в баскетбольную корзину Каждая из нас по очереди выходила из строя, остальные должны были сле­дить, как она ведет мяч и у нее идет рука во время броска -при этом совершенно не играло роли, попадет мяч в корзину или нет.

Трудно встретить ребенка, не любящего движение. И, ка­жется, школьная физкультура изначально была задумана для того, чтобы страдающие от перегрузок ученики могли раз­мяться, сбросить напряжение. Но когда я побывала на уроке у своего ребенка, дети, выстроившись в линию, пол-урока отрабатывали команды: «Нале-во! Напра-во! Кру-у-угом!» После урока в ответ на все мои вопросы учитель только рука­ми развел: «Что делать, такова программа....»

А ведь уроки физкультуры могли бы стать любимыми для всех. Они могли бы дарить детям радость движения, силу и здоровье. Есть школы, где именно так все обстоит. О том, как этого добиться, - моя беседа с преподавателем физкультуры Чебоксарской школы № 56 Владимиром Ивановичем НИКОЛАЕВЫМ.

Его имя уже появлялось на страницах нашей газеты. Рассказывая о соревнованиях, кото­рые каждый год совместно организуют Управление образования администрации г. Чебоксар и Чебоксарская городская организация работников народного образования и науки РФ, мы упоминали и о нем самом как победителе, и об успехе команды школы № 56, в составе кото­рой он выступал (газета «Время» № 14,2005 и № 13,2006). Кроме того - он постоянный участник межрегиональных туристских соревнований «Татчумара», на которых чебоксарс­кая команда также добивается неплохих результатов.

Но на счету Владимира Ивановича есть и более серьезные достижения. Среди них - победы в конкурсе «Учитель года-2004» сначала на уровне Чувашии, потом - на уровне Рос­сии и Премия президента Чувашии «Лучшему учителю года» в номинациях «Учитель-ис­следователь» и «Сердце отдано детям», и еще многое другое. В рамках конкурса «Учитель года» на уровне России надо было провести урок для учеников одной московской школы, и чебоксарами учитель обозначил тему урока так: «Целительные силы организма - дыхатель­ные упражнения в восточной гимнастике Цигун». Это показалось московским детям чем-то совершенно необычным, а его ученики в Чебоксарах уже знают, что наше тело и душа тесно связаны друг с другом, и, выполняя любое физическое упражнение, мы так или иначе воз­действуем и на свое здоровье, и на состояние своего духа. Поэтому, как считает Владимир Иванович, любые упражнения должны быть одухотворенными.

- К ребенку обязательно должен быть индивидуальный подход, - рассказывает он.- Оценка у нас в школе ставится не за выполнение нормативов - здесь возможности у всех разные - а за то, как старается человек, насколько он заинтересован в том, чтобы чему-то научиться, пони­мает ли, какие процессы проходят в его организме, пока он выполняет то или это движение.

- Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?

- Именно эта возможность чему-то человека научить. И, прежде всего, - помочь ему понять самого себя, определиться, каков ты и что тебе нужно освоить в этой жизни. Древние говорили: тело - это сосуд, в котором помещается все - и разум, и душа. Занимаясь физичес­кими упражнениями, человек одновременно может получать знания, накопленные человечеством веками. И вот всегда смотришь, готов ли ученик получать такие знания. Если готов - даешь ему то, что удалось уже получить самому. Наша психология напрямую связана с на­шим физическим состоянием, а уже от психологического состояния зависит и здоровье, и то, чего мы можем добиться в жизни. Физкультура физкультурой, но каждый спортсменом стать не сможет. Каждый приходит в этот мир с определенной целью, и эту цель важно осознать как можно раньше: что тебе дано, что нужно развивать. И здесь очень важны встречи с вы­пускниками. Взрослые, состоявшиеся люди приходят к нам на тренировки, участвуют в со­ревнованиях. Общение с ними очень важно для нынешних учеников.

Кроме уроков физкультуры Владимир Иванович ведет секцию туризма и клуб «Викинг», в котором дети занимаются кёкусинкай. Элементы боевых искусств он использует и при разминке на школьных уроках. Мой собеседник считает, что школьная программа дает учи­телю определенную свободу и позволяем отнестись к делу творчески; позволив делать уроки разнообразными. «А тогда, познакомившись с разными видами спорта, каждый сможет по­нять, что ему больше нравиться, и записаться в секцию. Не обязательно в нашей школе. Мож­но - в центре детского творчества...»-рассказывает он.

- Что бы вы посоветовали тем родителям, чьи дети далеки от спорта и часто боле­ют?

- Здесь ничего нового не изобретешь. Надо начать с азов, которые всем известны. Зака­ливание, бег. Лучше - на свежем воздухе. Очень важен личный пример взрослого человека, особенно учителя. Вообще, в школе должно быть больше учителей-мужчин. И мальчику, и девочке нужно мужское воспитание...

-А что в Вашей работе самое неприятное?

- Пожалуй, это связано со спортивным снаряжением. Бывая где-то по работе или на со­ревнованиях, иногда видишь такое хорошее, современное снаряжение - и сразу думаешь: вот бы все это в нашу школу! Но, как говорится, видит око, да зуб неймет. Хотя, конечно, в нашей школе созданы хорошие условия для занятий.

Это действительно так. В школе № 56 не один спортивный зал, здесь оборудовано несколько помещений для занятий. В волейбол ученики играют в одном, а, например, туристы и члены клуба «Викинг» собираются в другом, боксерские груши ждут спорт-сменов в третьем, и так далее. Все они были оборудованы силами работников школы, учеников и их родителей.

- Начали обустраиваться при первом директоре, Викторе Валерьевиче Алексееве. Те­перь он начальник Управления образования Ленинского района. Продолжили при Ирине Вла­димировне Исаевой, а сейчас у нас директор - Светлана Витальевна Короткова. Наше руко­водство всегда нас поддерживает.

Школа № 56 - самая обычная. Значит, и в других школах все описанное вполне достижимо. Было бы желание. Но главное, наверно, все же - не в оборудовании. Были бы люди, относящиеся к своему делу с душой - остальное приложится.

 



"Время"
01 июня 2007
00:00
Поделиться