Человек с проспекта Тракторостроителей

В конце июля в Компании корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы» произошла важная кадровая перестановка: на пост генерального директора был назначен Михаил Болотин, сохра­нивший при этом за собой пост президента компании. Между тем, концерн объединяет 13 машиностроительных заводов от Красноярска до далекого датского города Фарсо, и подобное решение не могло остаться незамеченным. Деловой мир прореагировал с пониманием. Как отметила газета «КоммерсантЪ Daily», «рынок в целом относятся к господину Болотняу с доверием». И все же вопросы остаются. В связи с этим наш корреспондент встретился и побеседовал с Миха­илом Григорьевичем.

 

— Говорят, что от добра добра не ищут. Компания в последние годы развивается очень динамично. Чем же вызван столь кардинальный шаг?

— Мы успешно завершили про­цесс по консолидации имеющегося потенциала предприятий, входящих в Концерн «Тракторные заводы». Впереди—следующий важный этап: завершение реструктуризации и выход на 1РО. Поэтому я посчитал необхо­димым взять оперативное управление холдингом в свои руки.

— Довольно необычным по ны­нешним меркам является тот факт, что управляющая компания Концерна «Тракторные заводы» дислоцируется в Чебоксарах, а не в столичном мегаполисе, где обычно размещаются подобного рода структуры. Как Вы прокомментируете такое решение?

— Для меня, как и для всех жителей Чувашии, по существу по­добной дилеммы не существовало. Во-первых, Чебоксары заслуженно получили статус столицы российского тракторостроения, ведь именно здесь находится его жемчужина — ОАО «Промтрактор». Во-вторых, в Чу­вашской Республике созданы самые благоприятные условия для серьез­ного развития бизнеса.

— Кстати, Михаил Григорьевич, у Вас ведь крепкие корни на чувашс­кой земле?

— В 1976 году по распоряжению министра тракторного и сельскохо­зяйственного машиностроения СССР моего отца — Григория Моисеевича Болотина — откомандировали в Чебоксары на строительство завода промышленных тракторов. Для 1-ран-диозных строек того времени нужна была тяжелая бульдозерная техника, и дать ее должен был именно этот новый завод. Л за плечами отца к тому моменту был накоплен колос­сальный опыт работы по возведению алюминиевого и тракторного заводов в Павлодаре. Новая стройка увлекла его своими масштабами и уникальными проектами. А вместе с отцом и всю кашу семью судьба накрепко связала и с заводом, и с городом.

— Многим жителям Чувашии памятен этот непростое период. Ими Григория Моисеевича часто упомина­ется со многими ныне девствующими производственными объектами.

— Стройка находилась в сложном положении—бесконечные проектные нестыковки, сложности с поставками материалов, неритмичное финан­сирование. Десятки подрядчиков и субподрядчиков требовали четкой координации и квалифицированного управления. Сложность заключалась в том, что строительство велось од­новременно с проектированием новых объектов, запуском производства и созданием конечного продукта—тя­желого промышленного трактора. Кстати, в тот период объемы про­изводства завода достигли своего максимального уровня—свыше 2000 тракторов ежегодно. Вместе с отцом все это поднимали и строили его соратники: Виктор Десятое, Георгий Пилярския, Ханиф Мннгазов, — золо­тая команда тех лет, профессионалы высочайшего уровня.

— Строительство заводских кор­пусов сопровождалось созданием невиданной до этого в Чебоксарах производственной в городской инф­раструктуры.

— Совершенно верно. Одно толь­ко перечисление построенных ими объектов впечатляет: новый водоза­бор, по сути, новый железнодорожный узел с подъездными путями, путепро­вод, объекты энергоснабжения, био­логические очистные сооружения. На карте города появились Новоюжный район, проспекты Тракторостроителей и Мира, роскошный больничный ком­плекс, торговый центр «Шупашкар», дом быта, бани, гостиница «ДИС» и, наконец, крылатый красавец Дворец тракторостроителей. Да, это было яркое, незабываемое время: вмес­те с заводом бурно развивался и преобразовывался город, а вместе с этим улучшалось благосостояние его жителей. Нужно отметить, что все это и по сей день добротно служит людям.

— Читателям наверняка интересно, а как же складывалась Ваша личная судьба?

— После окончания чебоксар­ской средней школы и Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева я занялся наукой. В 1990 году защитил кан­дидатскую диссертацию, получил степень кандидата химических наук. Но перестройка перечеркнула многие мои первоначальные планы. Передо мной, как и перед многими, встал выбор. Я пошел по пути предприни­мательства. Думаю, что жизненные ценности, которые получил в семье, помогли мне на тот момент принять верные решения, избежать крупных ошибок и выбрать правильные на­правления в бизнесе.

— Почему выбор пал на машино­строение? Слишком велики риски, да и на мгновенную отдачу рассчитывать не приходятся?..

— Да, это стало неожиданностью для многих людей моего круга. Многие из них предпочли посредни­ческую, в лучшем случае банковскую или страховую деятельность. Не последнюю роль в этом решении сыграли профессиональная деятель­ность отца и его привязанность к ЧЗПТ. Больно было наблюдать, как суперсовременный по тем временам завод потихоньку разваливался: вы­пуск тракторов упал до десятков, производство раздробилось, квалифи­цированные специалисты уходили с предприятия. Маячило банкротство и внешнее управление. Вот мы — я и несколько моих единомышлен­ников — решили остановить этот процесс и возродить заслуженную славу завода. Теперь с гордостью мы можем сказать, что нам это удалось. Очень активно нас поддерживал, да и сейчас поддерживает Президент Чувашии Н.В. Федоров. Кстати, это хороший пример взаимодействия бизнеса и государства. Такое сотруд­ничество позволит России добиться' ощутимых результатов экономики не только на внутреннем рынке, но и на международном.

ОАО «Промтрактор» сейчас одно из самых динамично развивающихся российских машиностроительных предприятий, входит в тройку миро­вых отраслевых гигантов, наряду с американским Caterpilar и японским Komatsu. Прирост объемов выпус­каемой продукции на предприятии достигает 30%. Торговую марку «Четра» знают, ее заказывают во многих странах мира. На промышлен­ные презентации тракторной техники «Четра-шоу» с большим удовольст­вием приезжают представители как российского, так и международного делового сообщества.

— Но ведь границы вашего бизнеса простираются далеко за пределами Чувашия?

— Развитие «Промтрактора» дало мощный импульс развитию всего бизнеса. В мае 2003 года был образован Концерн «Тракторные заводы», колос­сальные стратегические преимущества которого заключены в кооперации производителей промышленной и сельскохозяйственной техники. В конце 2003 года в большую машино­строительную семью концерна вошли знаменитый Чебоксарский агрегатный завод. Курганский машиностроительный, Канашский вагоноремонтный и ряд других крупных отечественных предприятий. В 2006 году была создана Компания корпоративного управления, сосредоточившая все нити своего уп­равления в чувашской столице.

В 2006 году консолидированная выручка компании составила $ 1,1 млрд. На сегодняшний день техника концерна представлена не только в России и СНГ, но и на рынках 40 стран мира: в Канаде, Индии, Ираке, Китае, странах Латинской Америки и Восточной Европы, а также во многих других странах. Полным ходом идет процесс модернизации производств. В Канаше начато строи­тельство уникального предприятия по производству большегрузных вагонов. Техника, производимая на предпри­ятиях концерна, получила высокую оценку руководства страны в ходе демонстрации в Ростове-на-Дону на специализированной выставке «Рус­ское поле — 2007».

— Можно считать, что российское машиностроение в надежных руках?

— Безусловно. На предприятиях трудятся десятки тысяч высококва­лифицированных специалистов, в числе которых мои земляки. Все мы с большой ответственностью от­носимся к своему делу, потому что - знаем, что от достигнутых успехов концерна зависит благополучие всей страны.



"Советская Чувашия"
11 августа 2007
00:00
Поделиться