Сундуки и авоськи старых Чебоксар

 

Открытие выставки было под угрозой, музей затопило, во музейщики решили не откидывать событие. Событие, правда, получилось весьма скромным, как скромен пока и сам музея, оби­тающий  в нескольких комнатах ДК им. Хузангая (предназначенное музею здание бывшего Дома пионеров на бульваре Купцов Ефремовых требует значительной реконструкция). Поэтому и экспозиция со старой мебелью, одеждой и альбомами фотографий из чебоксарских квартир и купеческих домов больше похожа на склад или комиссионный магазин.

Директор музея Людмила Козырева заранее извиняется за тесноту и прочие временные не­удобства, поясняя, что выставка пока выглядит «не так, как требуется». Однако и эти начинания музея, которому 14 августа исполнилось три года, побуждают чебоксарцев иначе взглянуть и на семейные реликвии, и на рассказы бабушек и родителей — как на нечто уникальное и непов­торимое. Многие юные создания, приходящие в музей на экскурсии, с удивлением узнают, что историей становятся даже их старые игрушки. Не говоря уже о патефонах или аппаратах вре­мен телефонисток. Студенты техникума связи, например, открыв рот перебирали патефонные иголки, не представляя, как ими пользовались хозяева старых «дисков». Фарфоровые фигурки и вязаные салфеточки, столь нелюбимые среди борцов с мещанством, легендарные авоськи, теат­ральные перчатки и тяжелые пальто с цигейкой, пиджак из чебоксарского ателье и свадебное платье того же производства — все это приметы быта, памятные многим чебоксарцам. Ценность этих вещей для собирателей и историков — тоже откровение для некоторых посетителей. Однако многие чебоксарцы хорошо осознают, что имеют дело с историческими раритетами у себя дома буквально каждый день.

Например, Майя Поживетерова подарили музею мебель 50-х годов, которую вручную срабо­тали нижегородские мастера, но украшала он чебоксарский дом ее родителей. Передала сюда чебоксарская жительница и четыре старинных сундука. Дом уже снесли, а атмосфера гостиной Поживетеровых навсегда поселилась в стенах музея. Жительницы Чебоксар Зинаида Ухарова и Инна Донская тоже традиционные дарительницы городского хранилища истории. Зинаида Дмитри­евна приехала в столицу тогда еще Чувашской АССР по направлению из института и начала работу в тресте «Маслопром» (был тогда такой). В Чебоксары она отправилась потому, что под­руга рассказала ей про «три заасфальтированные чебоксарские улицы». Дело было в 1956 году, к московскому составу тогда цепляли один чебок­сарский вагон, который «колыхался» от Канаша до столицы республики аж 6 часов. Поехала молодая специалистка на Красную площадь и увидела там амбары, заборы и свиней с поросятами. Так что город, каким мы его сейчас знаем, строился на глазах этих людей и их усилиями почти с нуля. Инна Петровна, приехавшая в Чебоксары с семьей после войны и увидевшая поля сразу за первой площадкой злектроаппаратного завода, признается, что старожилам впору ходить на экскурсии уже по новому городу.

Вместе с раритетными интерьерами и вещами из бабушкиных сундуков в экспозицию втиснуты интерактивная «Ремесленная мастерская» и даже кольчуги и домотканые рубахи, над которыми трудилась молодежь клуба исторической рекон­струкции «Соколиный яр». Рыцарские шлемы и платья дельфийских принцесс, конечно, никак не напоминают Чебоксары времен Хрущева и даже Сталина. Но ребята обещают вписаться со временем и в эту тему.

 



"Советская Чувашия"
16 августа 2007
00:00
Поделиться