Светлый путь с причалов Дубанова

Иван Дубанов, учитель географии 38-й че­боксарской школы, написал удивительную кни­гу - про все реки, озера и родники Чувашии. Не забыл и про подземные потоки. То есть обо всей воде вокруг нас. Поэтому первый вопрос к исследователю был у меня такой:

А МОЖНО было и облака прихватить? Получилась бы полная водная энциклопедия…

-    В принципе это возможно- сосчитать все запасы воды и над нами. Ни это анализ много­летних метеонаблюдений, не­дешёвые лабораторные иссле­дования. А потратиться мне итак пришлось - на химический анализ воды некоторых озёр. Я
их привожу в книге.

 

Поиск сокровищ

 

- ИВАН Степанович, я про­читал вашу книгу и понял, что и нефинансовых трат получи­лось немало.

- На сбор всех данных, кото­рые я привожу в книге, ушло 15 лет.

-    Но вы сами сообщаете читателю, что ни на одной общедоступной карте страны нет ни одного озера Чувашии...Стоило ли городить огород?

- Будем точнее: ни на одной карте страны нет ни одного озе­ра не только Чувашии, но и всего Волго-Вятского региона. В силу относительно небольшой вели­чины озёр. Но возьмём Азовское море. Оно есть на всех картах. А наши озёра Сюткуль в Моргаушском районе и Светлое в Завол­жье глубже Азовского моря. По густоте речной сети Чувашия впереди среднероссийских по­казателей. В кадастре рек и озёр Чувашии указано 2356 рек и 372 озера. А фактически их больше. Во время своего последнего по­хода, осенью по Суре, мы запи­сали ещё пять или шесть озер.

-  Мы - это кто?

- Я и мои ученики. Я учитель географии и биологии. И несо­стоявшийся геолог.

-  Не похоже па вас, Иван Степанович, что вы в чём-то не состоялись. Поэтому уточ­ните про геологию.

-  Ещё школьником я сказал отцу: поеду в Казань учиться на геолога. Я мечтал найти боль­шое месторождение, принести пользу стране. И надо ж было как раз в то время случиться беде. Девушка из нашего райо­на, Вурнарского, училась в Ка­зани на геолога. В экспедиции на Кавказе ей на голову упал камень. Смертельный случай. Поэтому отец и слышать не хо­тел ни о какой геологии. Велел быть учителем. Вот я и поехал в Горьковский педагогический, в Чебоксарах тогда учителей-географов не готовили.

 

Что у вас, ребята, в рюкзаках?

 

-  ВЫ НЕ МОЖЕТЕ брать в походы всех своих учеников. Как делаете отбор?

Вынужден, к сожалению, не брать девушек. Многовато вокруг недобрых людей. Один раз незваные пришельцы зая­вились с ружьями и навеселе. Всю ночь мне пришлось вести с ними переговоры, другого выхода не было. Я видел, что «пьяные ружья» запросто мо­гут выстрелить. Слава Богу, всё обошлось... А из мальчи­шек обязательно беру тех, кого называют трудными.

-     Потому что, случись что, они выручат?

  -Не только и не столько по­этому. Потому что мы, взрос­лые, виноваты, что не склады­вается у них жизнь нормально. Они трудные, в моём понима­нии, вот в каком смысле – им труднее, чем другим. У одного мать выбивается из сил, что­ бы прокормить детей, а отец пьёт и бьёт. У другого и пана, и мама не вылезают из бутыл­ки. В подъезде от парня шара­хаются, во дворе обходят сто­роной... А тут ещё и в школе кивают - непутёвый, подальше от него, В походах бывает не­легко. И такие ребята чувству­ют свою важность и нужность, видят, что на них надеются.

 -А что потом, после по­ходов?

 -Мальчишки меняются. До­верие - большая сила. Даже в пустяках. Как-то подходит ко мне мальчик не из лёгких, я его и на уроках-то редко видел. Дайте, просит, «Следы дино­завра» почитать. Книга редкая и дорогая. Я задумался. Но меньше чем на секунду. «Хо­рошо, - говорю. - Бери. Только когда вернёшь, самое интерес­ное мне перескажешь». Вер­нул не сразу, я уж забеспоко­ился. Принёс и докладывает: буду пересказывать. Я ему: «Не надо. Я же знаю, что раз ты дал слово, значит, готов». Уверен, спроси его - и сейчас перескажет. Хотя было это не­сколько лет назад. А почему долго не возвращал? Готовил­ся пересказать.

В другой раз заходит маль­чишка. Сколько раз я у него дома был, в подъезде сколько его выжидал, чтоб на уроки привести! «Это вам, - гово­рит, - Жюль Верн». «Андрей, отвечаю,- ты же знаешь, мне фантастика ни к чему». «Это не фантастика, Иван Степано­вич, посмотрите!». Я глянул и ахнул - три тома «Истории ве­ликих путешествий»! Пойдём­те, я вам покажу другие книги, подаренные ребятами. Но они здесь для всех - «Властите­ли саванн», энциклопедиче­ский справочник «Все страны мира», «Географический спра­вочник ЦРУ», «Энциклопедия загадочных мест. Первый в мире путеводитель по ано­мальным зонам, таинственным и удивительным местам»...

-    Чем объяснить ребячью благодарность?

- Я стараюсь, чтоб урок был в удовольствие. Он должен не только давать знания, но и учить тому, как быть сильным, уверенным в себе. В некоторых
походах я объявлял, что обой­дусь без пищи. И держал сло­во. Когда у кого-то грипп, про­студа, я никого не сторонюсь, потому что закалил себя. В детстве у меня было неважное здоровье, а за 22 года работы в этой школе я ни разу не

ухо­дил на больничный. Каждый день обливаюсь холодной водой по методу Порфирия Ива­нова. Помню, как провёл урок, лёжа на трёх стульях, чтобы показать: если учитель уверен в теме, если ему самому тема интересна, он подаст её хоть в положении вниз головой.

- А родители, узнав об этом, не крутили пальцем у виска?

- Нет. Они меня отлично знают. А я их. Они уговарива­ют меня, чтоб я брал детей в походы.

 

То, что навсегда!

 

- НЕ ИЗБАЛУЕТ ваш ме­тод ребят?

- Нет! Главное - быть в кон­такте с ними. Со всеми. Не де­лить их на плохих и хороших. И они откликнутся. Как-то в лютый мороз сижу в этом каби­нете, занятия отменены. Захо­дит, весь в инее, Саша Волков с большим пакетом. Его дедушка работал на тракторном заводе, только что вернулся из коман­дировки, из Якутии. И привёз очень редкие минералы, о кото­рых сложены легенды. А у нас есть книга с этими легендами... И ведь я просто как-то обмол­вился: где попадётся какой ми­нерал, несите в наш музей... Так Саша не хотел дожидаться конца морозов...

-     Вы обмолвились, что мечтали открыть большое месторождение.

- С геологией не получилось на профессиональном уровне, но она со мной. У нас тут уди­вительная коллекция. Я и вам скажу то, чему многие не ве­рят. Я счастлив и богат. У меня интересное дело, оно нужно тем, кто рядом со мной. Я не уйду от своих ребят. Хотя меня звали в вуз.

- Иван Степанович, мы за­были о реках...

- Да что вы? Мы всё о по­ходах, а они же по рекам и озёрам. Прежде чем я сел за

книгу, сколько рек и озёр мы с ребятами исходили вдоль и поперёк! У меня, конечно, километраж побольше, чем у подрастающего поколения. Бездну, Кирю, Вылу, Кубню, Большой Цивиль я прошёл от истоков до устья. А с ребята­ми мы специально прошли всю Чувашию и с севера на юг, и с запада на восток. Причём на восток в двух вариантах - и в самом узком, и в самом ши­роком месте. В походах быва­ет очень трудно, тяжело. Зато красота рек и озёр, полей и оврагов, ручьёв и долин - это не перескажешь. Но это в тебе навсегда!



"Аргументы и факты"
29 января 2008
00:00
Поделиться