Верный друг пассажира

 

Троллейбус — это авто­бус, которому измени­ла жена, шутят порой в адрес «рогатого» обществен­ного транспорта. Смех сме­хом, но услугами скромного трудяги пользуется абсолют­ное большинство жителей столицы.

В Чебоксарах на долю электро­транспорта приходится до 70% от всего объема пассажиропотока. Одолеть троллейбусную армию в ближайшие годы не в состоянии никакой другой вид транспорта. Если попытаться заменить все троллейбусы в городе на автобу­сы, то придется раскошеливаться ежесуточно почти на целую желез­нодорожную цистерну топлива. Чтобы окупить подобные расходы, цену -за проезд придется повышать многократно.

Не под силу потеснить троллей­бус и маршруткам; один «рогатый» вмешает в себя столько пассажи­ров, сколько 10 микроавтобусов! Только представьте хаос, который может создаться на остановках общественного транспорта, если сегодня вдруг произвести подоб­ную замену.

Ежедневно по чебоксарским улицам курсирует в ((часы пик» до 220 троллейбусов одновременно. Всего же в депо столицы насчитывается, включая резервные и находящиеся в ремонте единицы, 274 машины.

В столице протянуто 416,9 км троллейбусных проводов. 11 с каж­дым годом цифра возрастает. Поч­ти дотянулся до Канашского шоссе маршрут № 18. А троллейбус №21 начнет вскоре ходить до Федераль­ного центра травматологии, орто­педии и эндопротезирования на улице Гладкова. В планах проклад­ка нового маршрута и по Машино­строительному проезду. Однако это пока трудновыполнимо из-за того, что в 4 точках маршрута слишком низко висят провода ЛЭП, сетует Владимир Михайлов, заместитель директора МУП «Троллейбусное управление». Требуются допол­нительные капиталовложения со стороны энергетиков для решения ЭТОГО вопроса. Другой, более гло­бальный проект—сквозная линия от завода «Контур» через улицу Эльменя и «Богданку» до кольца у магазина «Ромашка».

Своевременная замена под­вижного состава — одна из на­сущных проблем троллейбусного управления. Век «рогатого» ведь недолог —конструкция предпола­гает эксплуатацию машины всего лишь в течение 10 лет. Парк че­боксарских депо сегодня на 12% укомплектован троллейбусами, которым стукнуло уже и по 15. Еще у 40% практически истек нормативный срок службы. Ма­шины поддерживаются в хорошем состоянии благодаря мастерству работников цеха капитального ре­монта.

Сегодня на российском рын­ке представлено несколько марок троллейбусов. Практически все они обкатаны на улицах нашего города. Например, всем хороши московские низкопольныс трол­лейбусы (зимой, к сожалению, этот плюс на малейшем накате оборачивается минусом). Отлич­ный ход имеют волгоградские ма­шины. Однако по соотношению цены и качества предпочтение от­дается машинам «Тролза». Цена одного такого троллейбуса нын­че свыше 2 млн. рублей. В про­шлом году Чебоксары приобрели 18 новеньких машин. В этом еще 6 троллейбусов. Немало отпуска­ется средств и на обновление кон­тактной сети. Ежегодно меняется Ш-15км проводов на сумму 6-9 млн. рублей.

Существуют и незапланирован­ные расходы. Чаще всего они воз­никают по вине тех, кто не любит свой город. Из-за вандалов трол­лейбусное управление ежегодно терпит существенные убытки. Ху­лиганы вспарывают сиденья, про­гибают поручни, приводят в негод­ность двери. За примерами далеко ходить не надо — буквально на днях пьяный мужчина ударом но­ги расколотил вдребезги боковое стекло на 15 маршруте. Доставля­ют мороки и безалаберные водите­ли легковушек—ДТП по их вине с участием троллейбусов случаются периодически.

Непростительно и хамство в адрес кондукторов. У них и так не самая легкая работа. Порой под­уставшая смотрительница салона может и не заметить чей-то про­ездной, попросить предъявить его вновь. Но это вовсе не повод для того, чтобы обругать женщину, выходящую порой на смену с 4 ча­сов утра.

Сегодня троллейбусное пред­приятие по сравнению с лихими 90-ми твердо стоит на ногах. Ес­ли ранее предприятие считалось планово-убыточным из-за перевоз­ки льготников, то сейчас эта про­блема не так остра. После монети­зации льгог федеральный бюджет стал аккуратно отчислять средства за федеральных льготников. Л вот с региональными льготниками, студентами и школьниками пока вопрос на уровне местных бюдже­тов не решен.

Держат в напряжении есте­ственные монополисты. Произво­дители энергии планируют суще­ственное повышение тарифов для предприятий. Тем не менее сегод­ня управление безубыточное, го­ворит Ольга Дыляева, начальник планово-экономического отдела МУП «Троллейбусное управле­ние». И будет оставаться таковым, если своевременно проводить мо­ниторинг цен за проезд с привяз­кой к инфляции.

А как обстоит дело с внедрени­ем таких новинок, как электрон­ные валидаторы, которые позво­ляют отказаться от бумажных би­летов, и турникетов на входе, по­интересовались «ЧН». По словам Владимира Михайлова, подобные новшества вводить в ближайшем будущем здесь не собираются. При нынешней наполненности са­лонов вряд ли сможет кондуктор с картридером подойти к каждо­му пассажиру. А из-за турникетов троллейбус будет впустую терять на остановках время и создавать заторы. Нет пока необходимости и в электронной диспетчеризации с применением приемников GPS и ГЛОНАСС. Существующая систе­ма диспетчерских пунктов на ко­нечных остановках вполне справ­ляется со всеми задачами.



"Чебоксарские новости"
17 июля 2008
00:00
Поделиться