Танцы против ветра

В Чебоксарах прошел Первый всероссийский фестиваль театров танца «Свободное пространство». Фестивали современной хореографии регуляр­но проходят по всему миру с большим успехом. В России и СНГ их не в пример меньше, чем на западе. Впрочем, как и всех форумов, завязанных на поисках актуального. Поэтому чебоксарский большой смотр - явление отрадное и весьма долгожданное.

 

Тем более что три дня в концертном зале «Олимп» результаты своих мучи­тельных и радостных поисков демонстрировали очень увлеченные люди, для которых пластическое отображение современной жизни - своеобразный ху­дожнический долг. Организаторы при­гласили коллективы из Москвы, Сама­ры, Казани, Кирова и Екатеринбурга.

Нельзя сказать, чтобы в нашей танце­вальной глубинке зрительские сердца никогда не отзывались на жесты любви и отчаяния этого вида искусства, что и по сей день остается в нашей стране маргинальным, но упорно стремится соединить танец и драму. Напротив. Балетные фестивали прошлых лет ус­пели познакомить местных балетома­нов с отборными экземплярами contemporary, успевшими получить не одну «Золотую маску». В частности, чебоксарцы имели счастье личного знакомства с пермским «Балетом Евге­ния Панфилова», произведшим здесь своеобразный культурный шок. Боль­шие дискуссии с перевесом в восхище­ние вызвали и «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга. Однако отдельный фестиваль - это совсем другое дело. Потому что подобные встречи всегда еще и лаборатория. Недаром в «Сво­бодном пространстве» не менее важной составляющей, чем сами спектакли, были и мастер-классы, проходившие в ДК тракторостроителей. А где лабора­тория - там и дискуссионная площадка.

Например, театр-студия современной хореографии из Москвы привез «Путе­шествие против ветра», спектакль об убожестве жизни на краю оврага, где, собственно, жизнь всегда «проезжает» мимо. «Путешествие» сразу же нашло здесь своих поклонников. Однако не про авангардный танец будет сказано, но этот взгляд на периферийную жизнь уже довольно традиционен. Та же драма обкатала его уже до черного асфальта.

Молодой зритель, обожающий «Студвесны», узнает «своих» с ходу. Весьма похожая на москвичей в плане мающих­ся сразу по всем поводам мальчиков и девочек кировская «Миграция» тоже нашла массу поклонников. Ее широкая

слава в узких кругах началась именно с «Российских студенческих весен». И именно этот «студвесенний почерк» милых кировских артистов пока остав­ляет их все там же, в их милом сту­денческом измерении.

Куда свободнее в этом отношении оказались профессионалы от спорта или шоу-бизнеса. Самарский театр танца

"Скрим" или камерный балет «Панте­ра» из Казани.

Но вот когда на сцену вышли зем­ляки «Пантеры», театр танца «Дорога из города», можно было вспомнить и об отборных экземплярах наших балет­ных фестивалей. Казанская «Дорога из города» входит в топ-лист отечествен­ных contemporary. Театр лет семь назад оказался претендентом на «Золотую маску» и был тогда самым юным из номинантов. Эти ребята, умеющие стан­цевать даже суры Корана, спрессовав тысячелетия в 30 минут удивительного по красоте действа, не плутают в своих поисках против ветра и на ощупь. Они знают, что делают.

При первом же взгляде на екатерин-бурженок Екатерину Жаринову и Оль­гу Севостьянову, босых, в фиолетовых леггинсах и полудетских вечерних пла­тьях-пачках, стало ясно, что перед нами опять нечто экстраординарное. И вот пожалуйста - девушки-то нам знакомы! Это же героини «золотоносных» «Про­винциальных танцев». Как говорится, большого не спрячешь.

«Свободное пространство» - один из проектов-победителей конкурса иннова­ционных проектов в сфере культуры и искусства, получивший грант Президен­та Чувашской Республики. Фестиваль проходил в рамках Сетевого марафона культурных событий - 2008. При под­держке Республиканской дирекции куль­турных программ и Минкультуры Чу­вашии он разработан танцевальной ком­панией «Nota G» и креативным агент­ством «МЫ». Можно уверенно сказать, что фестиваль стал главным событием нынешнего марафона.

Хотя первый блин не без «кома». Наверное, современная хореография собрала бы гораздо больше зрителей, если бы концерты проводились не в ДК имени П. Хузангая, откуда после девя­ти вечера весьма затруднительно уехать, а где-нибудь поближе к транспортным магистралям. Не заладилось и с тем, чтобы начинать вовремя: концерты каждый раз запаздывали, иногда аж на 40 минут. Сами выступления плохо сочетались с агрессивной рекламой спонсора и с «попсой», которую мо­бильный помощник интеллектуалов от хореографии додумался крутить перед всем этим авангардом. Да и буфет с буйной россыпью размашистых ватру­шек, колбас в тесте и пирожков с капустой больше напоминал поляну Акатуя, чем прелюдию к стильному хореографическому действу.

Все эти «мелочи», видимо, стоит учесть при организации второго «Сво­бодного пространства». Студенты в поисках транспорта на заснувшей ули­це радостно говорили, что очень будут ждать нового фестиваля.

 

 



"Советская Чувашия"
06 ноября 2008
00:00
Поделиться